Часть 3
Горбачев
По большому счету, главная идея перестройки формулировалась просто – хватит заниматься «ракетами», давайте займемся «сапогами».
Посыл был правильный. На ракеты уже не хватало денег, а в плохих сапогах ходить надоело.
Если кто не помнит, горбачевская «модернизация» началась вовсе не с демократии. Первым словом было – ускорение. На основе научно-технического прогресса. Идея казалась простой – надо поднапрячь науку, перевооружить производства, выпускать поменьше танков, побольше телевизоров – и все наладится.
Ключевая мысль – нужны новые технологии. Почти по Медведеву. Правда, времени и денег у Горбачева было гораздо меньше. Потому что цены на нефть были гораздо ниже. Поэтому правильные выводы приходилось делать гораздо быстрее. Вскоре о науке и прогрессе забыли. Горбачев решил осуществить редкую для России вещь – политическую модернизацию.
Этим он и вошел в историю. Многие ему должны быть благодарны. Например, миллионы тех, кто уехал из страны и прекрасно устроился на Западе – от Кремниевой долины до Германии (где «русские» составляют третью по численности этническую группу страны после немцев и турок).
У них прекрасные дома с бассейнами и солидные счета в банках. И хотя уже давно нет «железного занавеса», а в Москве можно купить все то же, что в Нью-Йорке, мало кто торопится возвращаться.
Речь не о жуликах – речь о врачах, профессорах, программистах и изобретателях. О тех, кто уехал благодаря Горбачеву и устроил свою жизнь так, как хотел. Их немало – их миллионы. Они могут быть ему благодарны.
Горбачеву должны быть благодарны и те, кто стал «мелким и средним предпринимателем» на постсоветском пространстве. А равно «ведущие журналисты», поп-звезды, пиарщики, рекламщики и прочая, прочая, прочая. Они никогда бы не жили так, как живут сейчас. Таких тоже немало – их миллионы.
Еще больше должны быть благодарны Горбачеву политики и чиновники постсоветского пространства. Они бы никогда не стали теми, кто они есть. Путин уволился бы в запас полковником, а Медведев служил бы при кафедре под руководством профессора Собчака. Горбачев открыл им дорогу – и не только им. Они могут быть ему благодарны.
И конечно, господа олигархи – и большие, и те, кто поменьше. Абрамович – не Гейтс, Вексельберг – не Джобс, а Фридман – не Делл. И даже не Сорос. Они не изобрели прорывных технологий (как «Интел», «Сиско» или «Эппл»). Не внедрили новые формы организации бизнеса (как «Уолл-Март»). Не создали новый стандарт качества (как «Икеа»). Они даже не умели виртуозно играть на бирже – так, как Баффет, Сорос или Роджерс. Так что миллиардерами они могли стать только в России. И потому каждый на своем рабочем столе должен держать небольшой золотой бюстик М.С. Горбачева.
Горбачеву могут быть благодарны отдельные страны. Например, Эстония. При СССР эстонцы жили неплохо (потому что работали). А сейчас живут еще лучше (потому что продолжают работать – спокойно и несуетливо).
Но есть те, у кого нет хороших слов для Горбачева. Те, кто спился из-за безнадеги 90-х. Те, кто бежал из родных мест во время войн в Закавказье, Средней Азии, на Кавказе и в Приднестровье. Не скажут спасибо жители забытых моногородов и деревень – провинциальная Россия, брошенная на произвол судьбы.
Всех их никто не считал. Но думается, что их гораздо больше, чем тех, кто уехал на благополучный Запад.
Политическая модернизация Горбачева дала странный результат. Очень много тех, кто проиграл. Но и тех, кто выиграл, немало.
Горбачев поменял многое. Больше, чем все русские цари. И почти столько же, сколько Ленин. Но главное осталось неизменным – Россия по-прежнему жила тем, что Бог послал (плодами недр). И по-прежнему ей правил не царь и не народ, а «сто тысяч столоначальников»…
( Read more... )