Nov. 29th, 2010

chip_burunduk: (Default)
Журнал "Планета". Само издание, конечно, так себе, но в этот раз со статьей получилось неплохо. Да и дата - сентябрь 2010 г. (с учетом долговременности подготовки подобного издания к печати) вызывает интересные мысли

http://planeta.by/article/803


            Модернизаторы России
          От Лжедмитрия до Дмитрия   


            Грянул кризис, и Кремль осенило. Президент Медведев обнаружил, что Россия на «сырьевой игле». В связи с этим он предпринял ряд решительных шагов. Написал статью, преломил чизбургер с Обамой и завел микроблог. Все три события вызвали большой резонанс и долго обсуждались. Статью «Вперед, Россия!» назвали манифестом модернизации. Преломление чизбургера – символом перемен. А заведение микроблога – знаком нового времени. Микроблог забавный, чизбургер среднепрожаренный (medium well), а статья привлекательна своей краткостью. Знаков в ней немного, мыслей еще меньше, но зато все правильные. В статье две идеи: Россия отстала от Запада, пора догонять.

            Кратко и метко, как сообщения в «Твиттере». О том, как именно догнать Запад, Медведев не написал. Это правильно. Кто сказал, что руководитель решает задачи? Он их ставит. И заслушивает отчеты о неисполнении.

            В общем и целом недавно объявленная всеобщая модернизация России уже успела явить себя миру в следующих фактах:

            - совместном Медведева с Обамой распитии Кока-колы и поедании чизбургеров (в заведении с милым названием «Ray’s Hell Burger», «Дьявольский бургер Рэя»);

            - появлении микроблога Медведева в «Твиттере»;

            - наличии у Медведева сакрального символа модернизации – «айпада» (iPAD);

            - торжественном вручении Медведеву переходящего символа модернизации – «айфона 4» (iPhone 4) – в штаб-квартире «Apple»;

            - публикации статьи «Россия, вперед!»;

            - улыбках и рукопожатиях с Дж. Чемберсом («Cisco»), Ст. Джобсом («Apple») и еще несколькими менее известными деятелями Кремниевой долины;

            - серии выступлений-публикаций-заявлений-обсуждений на тему «Сколково»;

            - публичной лекции Чубайса на тему нанотехнологий и модернизации вообще.

          

Read more... )
chip_burunduk: (Default)

Часть 2
Сперанский
Обычно историки дают оценки государственным деятелям постфактум. Это естественно, ведь дело историка – прошлое; настоящее его касается мало.
Но в случае графа Сперанского жизнь распорядилась по-другому. Его судьбу решил историк. И не просто личную судьбу, но и судьбу его реформ. Звали историка Николай Михайлович Карамзин.
Все полагают, что главный вклад Карамзина в российскую историю – это ее (истории) описание. Ошибаются. На самом деле, Карамзин не только описывал историю – он ее направлял. В частности, Николай Михайлович стал могильщиком одной из модернизаций.
Дело было так. В начале своей карьеры Александр I желал остаться в памяти потомков не только соучастием в убийстве собственного отца, но и еще чем-нибудь. Чем именно – он точно не знал, но что-то сделать ему хотелось. Славных побед можно было искать на двух путях – в битвах с врагом внешним и врагом внутренним.
Внешний враг имелся один – Наполеон Бонапарт. Внутренних оказалось поболе – воровство чинуш, распутство дворян, рабство крестьян. Плюс дураки, дороги. В общем, традиционный список.
Биться Александр решил на два фронта сразу. Для Наполеона он призвал генералов, для внутреннего врага – реформаторов. Генералов Наполеон разбил в пух и прах под Аустерлицем. И царь на некоторое время попал под чары реформаторов (модернизаторов).
Главнейшим и умнейшим из них оказался Михайло Михайлович Сперанский. Сын бедного сельского священника, выбившийся в люди, имел на удивление светлую голову (позже Бонапарт так о нем и скажет – «единственная светлая голова в России»).
Сперанский за несколько лет начертал удивительно точную и толковую программу модернизации России. Там было многое – и реформа чиновничьего аппарата, и построение «правового государства», и постепенное уничтожение крепостного рабства. Реформы не были прожектами – они были тщательно продуманы, прописаны и частично начали воплощаться в жизнь.
Но едва Сперанский начал подбираться к главному пункту – крепостному рабству, империя насторожилась. Против Сперанского заработал «двор». К царю Александру отрядили историка Карамзина. Тот живо и образно объяснил самодержцу – Сперанский желает отменить рабство; но вместе с рабством падет и самодержавие. Царь подумал – и выгнал Сперанского. Просто так – в один день, без извинений и объяснений.
Ничего не попишешь. «Властитель слабый и лукавый»… Пушкин умел давать меткие характеристики.
Потом Сперанского вернут из ссылки. И даже назначат на разные посты. К нему благосклонно отнесется архиконсерватор Николай I (царю понадобятся умные люди без умных мыслей). Сперанский поймет правила игры – и будет играть в них до самой смерти.
Кто же прав был? Сперанский или Карамзин? Каждый по-своему. Сперанский думал о России, Карамзин – о царе. А Александр Павлович наивно полагал, что можно совместить интересы самодержца и державы. Карамзин объяснил – «не можно».
Александру I понадобилось десять лет, чтобы понять – реформы идут во благо России, но во вред ему самому. История подтвердила правоту Карамзина.
Режим отлично просуществовал еще лет сто. Да, приходилось пятиться и отступать. Через полвека пришлось освободить крестьян (без земли). Еще через полвека появилась Дума (без полномочий). И только потом пришел час расплаты. Расплачивался праправнук Александра.
Read more... )



 

chip_burunduk: (Default)
Часть 3 

Горбачев

По большому счету, главная идея перестройки формулировалась просто – хватит заниматься «ракетами», давайте займемся «сапогами».
Посыл был правильный. На ракеты уже не хватало денег, а в плохих сапогах ходить надоело. 
Если кто не помнит, горбачевская «модернизация» началась вовсе не с демократии. Первым словом было – ускорение. На основе научно-технического прогресса. Идея казалась простой – надо поднапрячь науку, перевооружить производства, выпускать поменьше танков, побольше телевизоров – и все наладится. 
Ключевая мысль – нужны новые технологии. Почти по Медведеву. Правда, времени и денег у Горбачева было гораздо меньше. Потому что цены на нефть были гораздо ниже. Поэтому правильные выводы приходилось делать гораздо быстрее. Вскоре о науке и прогрессе забыли. Горбачев решил осуществить редкую для России вещь – политическую модернизацию. 
Этим он и вошел в историю. Многие ему должны быть благодарны. Например, миллионы тех, кто уехал из страны и прекрасно устроился на Западе – от Кремниевой долины до Германии (где «русские» составляют третью по численности этническую группу страны после немцев и турок). 
У них прекрасные дома с бассейнами и солидные счета в банках. И хотя уже давно нет «железного занавеса», а в Москве можно купить все то же, что в Нью-Йорке, мало кто торопится возвращаться. 
Речь не о жуликах – речь о врачах, профессорах, программистах и изобретателях. О тех, кто уехал благодаря Горбачеву и устроил свою жизнь так, как хотел. Их немало – их миллионы. Они могут быть ему благодарны. 
Горбачеву должны быть благодарны и те, кто стал «мелким и средним предпринимателем» на постсоветском пространстве. А равно «ведущие журналисты», поп-звезды, пиарщики, рекламщики и прочая, прочая, прочая. Они никогда бы не жили так, как живут сейчас. Таких тоже немало – их миллионы. 
Еще больше должны быть благодарны Горбачеву политики и чиновники постсоветского пространства. Они бы никогда не стали теми, кто они есть. Путин уволился бы в запас полковником, а Медведев служил бы при кафедре под руководством профессора Собчака. Горбачев открыл им дорогу – и не только им. Они могут быть ему благодарны. 
И конечно, господа олигархи – и большие, и те, кто поменьше. Абрамович – не Гейтс, Вексельберг – не Джобс, а Фридман – не Делл. И даже не Сорос. Они не изобрели прорывных технологий (как «Интел», «Сиско» или «Эппл»). Не внедрили новые формы организации бизнеса (как «Уолл-Март»). Не создали новый стандарт качества (как «Икеа»). Они даже не умели виртуозно играть на бирже – так, как Баффет, Сорос или Роджерс. Так что миллиардерами они могли стать только в России. И потому каждый на своем рабочем столе должен держать небольшой золотой бюстик М.С. Горбачева. 
Горбачеву могут быть благодарны отдельные страны. Например, Эстония. При СССР эстонцы жили неплохо (потому что работали). А сейчас живут еще лучше (потому что продолжают работать – спокойно и несуетливо). 
Но есть те, у кого нет хороших слов для Горбачева. Те, кто спился из-за безнадеги 90-х. Те, кто бежал из родных мест во время войн в Закавказье, Средней Азии, на Кавказе и в Приднестровье. Не скажут спасибо жители забытых моногородов и деревень – провинциальная Россия, брошенная на произвол судьбы. 
Всех их никто не считал. Но думается, что их гораздо больше, чем тех, кто уехал на благополучный Запад. 
Политическая модернизация Горбачева дала странный результат. Очень много тех, кто проиграл. Но и тех, кто выиграл, немало. 
Горбачев поменял многое. Больше, чем все русские цари. И почти столько же, сколько Ленин. Но главное осталось неизменным – Россия по-прежнему жила тем, что Бог послал (плодами недр). И по-прежнему ей правил не царь и не народ, а «сто тысяч столоначальников»… 

Read more... )

Profile

chip_burunduk: (Default)
Andrei Burdukou

2025

S M T W T F S

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 02:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios